Армя́нская апо́стольская це́рковь (арм. Հայաստանեայց Առաքելական Եկեղեցի; используется также и расширенный вариант — Հայ Առաքելական Ուղղափառ Եկեղեցի / Армянская Апостольская Православная Церковь; среди русскоязычных комментаторов распространено не используемое самой Армянской церковью введённое в царской России, некорректное название Армяно-григорианская церковь) — одна из древнейших христианских церквей, имеющая ряд существенных особенностей в догматике и обряде, отличающих её как от византийского православия, так и римского католицизма.

В настоящее время по каноническому устройству единой Армянской апостольской церкви, существуют два католикосата — Эчмиадзинский (арм. Մայր Աթոռ Սուրբ Էջմիածին / Мать Престол Святой Эчмиадзин) и Киликийский (арм. Մեծի Տանն Կիլիկիոյ Կաթողիկոսութիւն / Католикосат Великого Дома Киликии), с центром (с 1930 года) в Антилиасе, Ливан. При административной независимости Киликийского католикоса, первенство чести принадлежит католикосу Эчмиадзинскому, который имеет статус Католикоса Всех Армян и титул Верховного Патриарха.

Поскольку «католикос» не является синонимом «патриарха», указывая не на высшую иерархическую должность, а на высшую духовную степень, наличие нескольких независимых католикосатов (история ААЦ знает примеры одновременного сосуществования пяти католикосов) не является признаком раскола единой церкви, но является исторически обусловленным каноническим устройством. В условиях иноверческого порабощения и территориального разделения Армении, наличие отдельного католикосата, способного обеспечить самостоятельное существование части церкви на обособленной территории, было оправдано. Единство же Армянской церкви воплощается в лице Католикоса Всех Армян, как преемника святого Григория Просветителя.

В ведении Эчмиадзинского католикосата состоят все епархии в пределах Армении и Нагорного Карабаха, а так же большинство зарубежных епархий по всему миру, в частности в России, Украине и других странах бывшего СССР. Под управлением Киликийского католикосата находятся епархии Ливана, Сирии и Кипра..

Существуют также два автономных патриархата ААЦ — Константинопольский и Иерусалимский, канонически подчиняющиеся Эчмиадзинскому католикосу. Патриархи Иерусалима и Константинополя имеют духовную степень архиепископов. В ведении Иерусалимского патриархата состоят армянские церкви Израиля и Иордании, а в ведении патриархата Константинопольского армянские церкви Турции и острова Крит (Греция).

В отличие от греческой трехчастной (епископ, священник, диакон) системы духовных степеней иерархии, в Армянской церкви существует пять духовных степеней.

  1. Католикос /Епископоначальник/ (имеет абсолютные полномочия совершать Таинства, в том числе и Хиротонию всех духовных степеней иерархии, в том числе епископов и католикосов. Рукоположение и миропомазание епископов совершается в сослужении двух епископов. Миропомазание католикоса совершается в сослужении двенадцати епископов).
  2. Епископ, Архиепископ (отличается от католикоса некоторой ограниченностью полномочий. Епископ может рукополагать и миропомазывать священников, но не может рукополагать епископов, но только сослужить католикосу в епископской хиротонии. При избрании нового католикоса, двенадцать епископов миропомазуют его, возводя в духовную степень).
  3. Священник, Архимандрит (совершает все Таинства кроме Хиротонии).
  4. Диакон (сослужит в Таинствах).
  5. Дпир (низшая духовная степень получаемая в епископском рукоположении. В отличие от диакона не читает Евангелие на литургии и не подносит литургическую чашу).

Проповедь христианства в Армении в I—III веках

Сведения, относящиеся к древнейшему периоду истории Армянской апостольской церкви, малочисленны. Согласно церковному преданию, о чём свидетельствует и ряд исторических сообщений (на армянском, сирийском, греческом и латинском языках), христианство в Армении проповедовали святые апостолы Фаддей и Варфоломей, явившиеся, таким образом, основателями церкви в Армении и преданные мученической смерти по приказу армянского царя Санатрука.

В I веке распространению христианства в Армении способствовал ряд внешних и внутренних факторов. Так, например, в то время христианство получило широкое распространение в соседних с Арменией странах: Каппадокии, Осроене и Адиабене, торговые, политические и культурные связи с которыми создавали благоприятные условия для распространения христианства в Армении. Кроме того, в I—III веках Малая Армения политически являлась частью римской провинции Каппадокии, и вполне естественно, что христианство могло через Малую Армению распространяться в Великой Армении.

Важной предпосылкой к распространению христианства являлось существование в Армении еврейских колоний. Как известно, первые проповедники христианства обычно начинали свою деятельность в тех местах, где находились еврейские общины. Еврейские общины существовали в главных городах Армении: Тигранакерте, Арташате, Вагаршапате, Зареаване и др. Тертуллиан в книге «Против иудеев», написанной в 197 году, повествуя о народах, принявших христианство: парфянах, лидийцах, фригийцах, каппадокийцах, — упоминает и об армянах. Это свидетельство подтверждает и блаженный Августин в своем сочинении «Против манихеев».

В конце II — начале III веков христиан в Армении преследовали цари Вагарш II (186—196), Хосров I (196—216) и их преемники. Эти гонения описал епископ Каппадокийской Кесарии Фирмилиан (230—268) в своей книге «История гонении на Церковь». Евсевий Кесарийский упоминает о письме Дионисия, епископа Александрийского, «О покаянии к братьям в Армении, где епископом был Меружан» (VI, 46. 2). Письмо датируется 251—255 гг. Оно доказывает, что в середине III века в Армении существовала организованная и признанная Вселенскою церковью христианская община.

Общепринятой исторической датой провозглашения христианства как «Государственной и единственной религии Армении», считается 301 год. Первостепенную роль в этом величайшем для армян событии, сыграли святой Григорий Просветитель, ставший первым первоиерархом государственной Армянской Церкви (302326), и царь Великой Армении святой Трдат III Великий (287330), до своего обращения бывший величайшим и жесточайшим гонителем христианства.

Есть так же армяне исповедующие ислам (Хемшилы)

Армя́нская апо́стольская це́рковь (арм. Հայաստանեայց Առաքելական Եկեղեցի; используется также и расширенный вариант — Հայ Առաքելական Ուղղափառ Եկեղեցի / Армянская Апостольская Православная Церковь; среди русскоязычных комментаторов распространено не используемое самой Армянской церковью введённое в царской России, некорректное название Армяно-григорианская церковь) — одна из древнейших христианских церквей, имеющая ряд существенных особенностей в догматике и обряде, отличающих её как от византийского православия, так и римского католицизма.

Является древнейшей государственной церковью в мире. В богослужении использует армянский обряд.

В настоящее время по каноническому устройству единой Армянской апостольской церкви, существуют два католикосата — Эчмиадзинский (арм. Մայր Աթոռ Սուրբ Էջմիածին / Мать Престол Святой Эчмиадзин) и Киликийский (арм. Մեծի Տանն Կիլիկիոյ Կաթողիկոսութիւն / Католикосат Великого Дома Киликии), с центром (с 1930 года) в Антилиасе, Ливан. При административной независимости Киликийского католикоса, первенство чести принадлежит католикосу Эчмиадзинскому, который имеет статус Католикоса Всех Армян и титул Верховного Патриарха.

Поскольку «католикос» не является синонимом «патриарха», указывая не на высшую иерархическую должность, а на высшую духовную степень, наличие нескольких независимых католикосатов (история ААЦ знает примеры одновременного сосуществования пяти католикосов) не является признаком раскола единой церкви, но является исторически обусловленным каноническим устройством. В условиях иноверческого порабощения и территориального разделения Армении, наличие отдельного католикосата, способного обеспечить самостоятельное существование части церкви на обособленной территории, было оправдано. Единство же Армянской церкви воплощается в лице Католикоса Всех Армян, как преемника святого Григория Просветителя.

В ведении Эчмиадзинского католикосата состоят все епархии в пределах Армении и Нагорного Карабаха, а так же большинство зарубежных епархий по всему миру, в частности в России, Украине и других странах бывшего СССР. Под управлением Киликийского католикосата находятся епархии Ливана, Сирии и Кипра..

Существуют также два автономных патриархата ААЦ — Константинопольский и Иерусалимский, канонически подчиняющиеся Эчмиадзинскому католикосу. Патриархи Иерусалима и Константинополя имеют духовную степень архиепископов. В ведении Иерусалимского патриархата состоят армянские церкви Израиля и Иордании, а в ведении патриархата Константинопольского армянские церкви Турции и острова Крит (Греция).

В отличие от греческой трехчастной (епископ, священник, диакон) системы духовных степеней иерархии, в Армянской церкви существует пять духовных степеней.

  1. Католикос /Епископоначальник/ (имеет абсолютные полномочия совершать Таинства, в том числе и Хиротонию всех духовных степеней иерархии, в том числе епископов и католикосов. Рукоположение и миропомазание епископов совершается в сослужении двух епископов. Миропомазание католикоса совершается в сослужении двенадцати епископов).
  2. Епископ, Архиепископ (отличается от католикоса некоторой ограниченностью полномочий. Епископ может рукополагать и миропомазывать священников, но не может рукополагать епископов, но только сослужить католикосу в епископской хиротонии. При избрании нового католикоса, двенадцать епископов миропомазуют его, возводя в духовную степень).
  3. Священник, Архимандрит (совершает все Таинства кроме Хиротонии).
  4. Диакон (сослужит в Таинствах).
  5. Дпир (низшая духовная степень получаемая в епископском рукоположении. В отличие от диакона не читает Евангелие на литургии и не подносит литургическую чашу).

Исторические кафедры первоиерархов ААЦ

  • С 68 — Аштишат (апостольская кафедра)
  • С 302 — Вагаршапат (Эчмиадзин)
  • С 484 — Двин
  • С 992 — Ани
  • С 1057Тавлбур в Малой Армении
  • С 1147Ромкла (Рум-Кале) в Киликии
  • С 1282Сис в Киликии
  • С 1441 — Вагаршапат (Эчмиадзин)

Проповедь христианства в Армении в I—III веках

Сведения, относящиеся к древнейшему периоду истории Армянской апостольской церкви, малочисленны. Согласно церковному преданию, о чём свидетельствует и ряд исторических сообщений (на армянском, сирийском, греческом и латинском языках), христианство в Армении проповедовали святые апостолы Фаддей и Варфоломей, явившиеся, таким образом, основателями церкви в Армении и преданные мученической смерти по приказу армянского царя Санатрука.

В I веке распространению христианства в Армении способствовал ряд внешних и внутренних факторов. Так, например, в то время христианство получило широкое распространение в соседних с Арменией странах: Каппадокии, Осроене и Адиабене, торговые, политические и культурные связи с которыми создавали благоприятные условия для распространения христианства в Армении. Кроме того, в I—III веках Малая Армения политически являлась частью римской провинции Каппадокии, и вполне естественно, что христианство могло через Малую Армению распространяться в Великой Армении.

Важной предпосылкой к распространению христианства являлось существование в Армении еврейских колоний. Как известно, первые проповедники христианства обычно начинали свою деятельность в тех местах, где находились еврейские общины. Еврейские общины существовали в главных городах Армении: Тигранакерте, Арташате, Вагаршапате, Зареаване и др. Тертуллиан в книге «Против иудеев», написанной в 197 году, повествуя о народах, принявших христианство: парфянах, лидийцах, фригийцах, каппадокийцах, — упоминает и об армянах. Это свидетельство подтверждает и блаженный Августин в своем сочинении «Против манихеев».

В конце II — начале III веков христиан в Армении преследовали цари Вагарш II (186—196), Хосров I (196—216) и их преемники. Эти гонения описал епископ Каппадокийской Кесарии Фирмилиан (230—268) в своей книге «История гонении на Церковь». Евсевий Кесарийский упоминает о письме Дионисия, епископа Александрийского, «О покаянии к братьям в Армении, где епископом был Меружан» (VI, 46. 2). Письмо датируется 251—255 гг. Оно доказывает, что в середине III века в Армении существовала организованная и признанная Вселенскою церковью христианская община.

Принятие христианства Арменией

Общепринятой исторической датой провозглашения христианства как «Государственной и единственной религии Армении», считается 301 год. Первостепенную роль в этом величайшем для армян событии, сыграли святой Григорий Просветитель, ставший первым первоиерархом государственной Армянской Церкви (302326), и царь Великой Армении святой Трдат III Великий (287330), до своего обращения бывший величайшим и жесточайшим гонителем христианства.

 

Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика
Бесплатный хостинг uCoz