Латыпов Рамиль Масгутович
Заместительруководителя рабочей группы Комитета по международным делам СоветаФедераци ФС РФ по оценке террористических угроз и конфликтов низкойинтенсивности, сопредседатель информационного медиа-центра «Глобальныестратегии» (Армения), создатель и руководитель Международного центраинформационной поддержки ОДКБ" (МОЦИП ОДКБ), генеральный директоринформационно-аналитического журнала «Ассиметричные угрозы и конфликтынизкой интенсивности» (Россия), директор Центра анализатеррористических угроз и конфликтов низкой интенсивности (Россия).Окончил юридический факультет Казанского госуниверситета (1990),Академию управления при президенте РФ (2005) «Государственное имуниципальное управление»). В 2007 г. присуждено звание профессораЕреванского института судебной экспертизы и психологии.
Тема: «Российско-армянское военно-стратегическое партнерство в контексте общей ситуации в Закавказье»
Конференция проводилась 6 июля 2009 с 13 до 14 часов по московскому времени
Если вдруг начнется война между Арменией и Азербайджаном, а военныедействия будут вестись не в пользу Азербайджана, то возможен ли вариантвступления Турции в войну? Каковы были бы действия России в обоихслучаях? — Студент
Уважаемый «Студент», спасибо за Ваш столь интересный вопрос.
На мой взгляд, подобное развитие ситуации считается сейчас маловероятным.
В настоящее время благодаря усилиям руководства Россииактивизировался процесс переговоров по мирному разрешению карабахскогоконфликта, с участием Президента России прошла уже вторая встреча главАрмении и Азербайджана. Кроме того, в прошлом году в Москве принятаисторическая трехсторонняя декларация по урегулированию конфликта,согласно которой армянская и азербайджанская стороны согласилисьследовать при поиске решения проблемы не только принципутерриториальной целостности, но и учитывать имеющееся у народаНагорного Карабаха право на самоопределение. Фактически, припосредничестве России Армения и Азербайджан стоят на пороге достижениядоговоренностей об устраивающих обе стороны условиях урегулирования.
Безусловно, как внутри Армении и Азербайджана, так и вне их,существуют силы, стремящиеся не допустить установления мира истабильности в регионе, либо взять реванш за неудачи в ходе карабахскойвойны. Речь здесь идет, прежде всего, о странах НАТО, ее союзнике врегионе Грузии, а также о радикально настроенных азербайджанскихнационалистах и армянских оппозиционерах, пытающихся торпедироватьдоговоренности президентов Армении, Азербайджана и России по мирномуразрешению конфликта.
Тем не менее, события августа 2008 года в Южной Осетии показаливластям и народам Армении и Азербайджана, какие серьезные последствиянесут за собой широкомасштабные военные действия, и что альтернативымирному разрешению конфликтов не существует.
Однако если возобновление военных действий произойдет, то Россия,как гарант безопасности Армении, предпримет весь арсенал средств иметодов для остановки кровопролития, и выполнит все возможные в этомслучае обязательства перед Арменией как в рамках ОДКБ, так и в форматестратегического партнерства.
Что касается вступления в эту войну Турции, то эксперты оценивают данную возможность как крайне маловероятную.
Турция является членом НАТО и ее возможное участие в боевыхдействиях на стороне Азербайджана против члена другого военного блока,ОДКБ, потребует согласования с США, Германией, Францией,Великобританией, Италией и другими, т.к. при нападении Турции наАрмению, Россия встанет на защиту последней.
Это не исходит из интересов турецкого руководства по той причине,что Турция крайне заинтересована в расширении экономическогосотрудничества с РФ в сфере энергетики и туризма, а в экономику Россиитурецкими компаниями инвестированы миллиарды долларов. К тому жевоенные действия в регионе могут привести к приостановке работы или,что скорее всего, уничтожению трубопроводов, транспортирующихэнергоресурсы Каспия в Европу через турецкую территорию.
- Как отразились на стратегическом союзе России с Арменией последние события в Иране?
- Какая из стран в большей степени может являться для России "мостом" к Ирану - Армения или Азербайджан? — Нарине Эйрамджянц, ИА "Панармениан" (Ереван)
Уважаемая Нарине Эйрамджянц, огромное спасибо за этот вопрос.
Последние события в Иране вызвали серьезную обеспокоенность вРоссии. Эта страна граничит с нашим союзником Арменией и другимистранами СНГ, и обострение внутриполитической ситуации в Иране напрямуюоказывает влияние на ситуацию на постсоветском пространстве. То, чтоиранским властям удастся удержать контроль над ситуацией в стране, вРоссии не сомневались. Иран – это не Грузия, и не Украина. И заслугаздесь не только руководства Ирана, но и жителей страны, здравомыслиекоторых не позволило американским и европейским политтехнологамзавершить президентские выборы в Иране «демократизацией» государства погрузинскому или иракскому образцу. На мой взгляд, иранский народ извлекнужный урок из событий, произошедших в Украине и Грузии, а также учелопыт, полученный его соседом, Арменией, в марте 2008 года. Выводя людейна демонстрации, как главный армянский «борец» за свободу ЛевонТер-Петросян, так и его иранский коллега, не понимают, что они лишьпешки в борьбе стран Запада за ресурсы и финансовые потоки Востока иАзии. И что, как правило, через 3-5 лет наступает время их ухода сполитической сцены, чтобы в итоге уступить место для какого-нибудьвыходца из США или Европы. А все трудности и невзгоды, возникающие притрансформации страны в лояльного им «восточного партнера» или«еврососеда», естественно, ложатся на плечи простых людей,загипнотизированных очередным траншем МВФ или ВБ.
Не думаю, что указанные события в Иране негативно повлияли насоюзнические отношения между Россией и Армении. Скорее они показали,что трем странам необходимо выработать единую систему взаимнойподдержки, срабатывающей при попытках внешних сил дестабилизироватьвнутриполитическую ситуацию.
Что касается «моста» к Ирану, то, безусловно, для России им являетсяАрмения. Сформированная тремя странами так называемая стратегическаяось «Россия-Армения-Иран», действительно оказывает серьезноестабилизирующее влияние на Кавказе. Созданная в противовес ей натовскаягруппа энерготранзитеров «Турция-Грузия-Азербайджан», наоборот, длярешения собственных и американо-европейских геостратегических задачпытается вбить клин между Россией и Арменией, а также между Ираном иАрменией, используя, при этом, любые, в том числе, военные методы.Примером этому могут служить и постоянные заявления Баку о возможностирешения карабахского конфликта военным путем, и вооруженное нападениеГрузии на Южную Осетию, и поставки Турцией и Азербайджаном военнойтехники в Грузию, в т.ч. перед августовской войной, и попытки Турциипомочь азербайджанским партнерам «освободить» карабахские территориипутем разблокирования армяно-турецкой границы.
Уважаемый Рамиль Масгутович,
Готов ли, по Вашему мнению, Азербайджан ко вступлению в НАТО в ближайшей перспективе? — Анатолий, Женева, Швейцария
Уважаемый Анатолий, спасибо за вопрос.
По моему мнению, политически Азербайджан уже давно готов квступлению в НАТО, и сейчас только ждет соответствующего приглашения отсвоих кураторов с Запада. Баку уже достаточно продолжительное времядемонстрирует лояльность Вашингтону и Брюсселю, стремясь при помощиАльянса и программ сотрудничества с Евросоюзом решить своитерриториальные проблемы с членом ОДКБ, Арменией.
Техническая часть этого вопроса, насколько мне известно,прорабатывается совместно с Турцией, и здесь тоже достигнуты конкретныерезультаты. При содействии страны НАТО, Турции, Азербайджан активноперенимает военные стандарты Альянса, регулярно проводит совместныеконсультации министерств обороны двух стран по военно-техническому ивоенно-политическому сотрудничеству, а обучение азербайджанских военныхспециалистов ведется турецкими инструкторами.
Единственное, что мешает Баку интегрироваться в НАТО – этонагорно-карабахский конфликт и серьезные экономические позиции в Россииазербайджанской диаспоры, не желающей расставаться с политическим иэкономическим влиянием из-за евроатлантических амбиций клана Алиева.
Но если диаспоральный вопрос не является таким уж сложным –влиятельные в российских властных кругах азербайджанские бизнесмены,контролирующие часть нефтяного и строительного бизнеса России, смогутубедить российские власти в непричастности азербайджанской диаспоры квозможной интеграции Баку в НАТО, то с урегулированием территориальногоспора ситуация обстоит гораздо сложнее.
В отношении карабахского вопроса Азербайджану необходимо вестидиалог с Арменией и Нагорным Карабахом, а значит, и учитыватьроссийские интересы в регионе. Таким образом, в этих условиях можно сбольшой вероятностью спрогнозировать, что в ближайшей перспективеАзербайджан не станет членом НАТО.
В этой связи могу также предположить, что для скорейшего принятияАзербайджана в НАТО США и их союзник Турция будут оказывать еще болеежесткое давление на Армению, пытаясь склонить президента С.Саргсяна кскорейшему урегулированию конфликта с Азербайджаном. Причем, те шаги,которые уже предприняты американцами и турками, а именно инициированиеармяно-турецкого примирения, манипулирование финансовой помощью дляАрмении по линии американских и международных финансовых организаций,предоставление финансовой помощи радикальной армянской оппозиции, ужепоставили руководство Армении в крайне затруднительное положение.Взамен разблокирования армяно-турецкой границы и увеличения объемовзападных кредитов страны НАТО потребовали от Сержа Саргсяна уступитьАзербайджану Нагорный Карабах, т.к. Баку поставил перед Вашингтоном иБрюсселем условие – членство в Альянсе в обмен на выгодное Азербайджанурешение карабахского вопроса.
И если бы не взаимопомощь и военно-политическое взаимодействиеАрмении и России, то, скорее всего, к концу 2009 года можно было бывести речь о расширении НАТО на Кавказе, а в Армении начался бы процесс«демократизации» по украино-грузинскому сценарию.
Здравствуите,не кажется ли вам что Россия сама толкает Армению на сближение с НАТО?Росия неможет выбрать кого поддержать Армению или Азербаиджан впроблеме НКР, союзник Баку Турция, их полностью поддерживает, в вотРоссия хочет и там и там, надо решать с кем быть ибо можно потерятьвсех союзников которых уже практически не осталось. И еще как понятьесли начнется воина в НКР, страны ОДКБ не вступают в воину, конечнотогда такои ОДКб никому не нужен, или все вступают в воину если угрозабудет РФ ? — Вартанян Эрнест
Уважаемый Эрнест Вартанян, спасибо за вопрос.
В настоящее время многие жители и представители экспертногосообщества Армении и Нагорного Карабаха не имеют той информации,которая могла бы дать полное представление о целях создания ифункционирования Организации Договора о коллективной безопасности.Чтобы заполнить этот информационный вакуум при моем активном участии ибыл создан Международный общественный центр информационной поддержкиОДКБ (МОЦИП ОДКБ). При этом 28 февраля 2008 года первым на территорииСНГ было открыто Ереванское Национальное отделение МОЦИП. То есть,проблемам Армении в России и ОДКБ придается первостепенное значение.
Говорить о том, что Россия не поддержит Армению в случае конфликтапоследней с Азербайджаном, я бы не стал. Ведь российское руководствооказало военную поддержку Абхазии и Южной Осетии во время нападения наних Грузии, хотя ни Абхазия, ни Южная Осетия, не является членом ОДКБ,а Грузия на тот момент являлась страной-участницей СНГ.
Азербайджанские власти прекрасно понимают, что Россия может оказатьвоенную помощь Армении при ее вооруженном конфликте с Азербайджаном.Поэтому азербайджанское руководство и подписало в 2008 году московскуюдекларацию по карабахскому урегулированию, в которой при содействииПрезидента России Д.Медведева глава Азербайджана И.Алиев письменнозафисиксировал согласие решать проблему мирным путем. Именно из-заопасения военной поддержки Армении со стороны России азербайджанскиевойска не начинают боевые действия, а пытаются спровоцировать армянскиеподразделения, охраняющие границу, на наступление, чтобы в дальнейшемобвинить Армению в нарушении перемирия и отсрочить военноевмешательство России. В этом же ключе можно рассматривать и попыткиАзербайджана активизировать экономическое сотрудничество с Россией вобласти энергетики, т.к. подписанное недавно в Бакуроссийско-азербайджанское газовое соглашение предусматривает поставку вРоссию крайне малых объемов газа (500 миллионов кубометров). Такимобразом, данный шаг азербайджанской стороны – это очевидный фактстремления Баку продемонстрировать Еревану достигнутое, якобы,сближение с Москвой по ключевым вопросам сотрудничества и безопасностив кавказском регионе, в т.ч. по урегулированию карабахского конфликта.Тем самым, азербайджанское руководство пытается вызвать у Ереванасомнения в истинности армяно-российских союзнических отношений иподтолкнуть армянскую сторону в «объятия» Вашингтона и Брюсселя,которые уже более 10 лет предлагают Еревану решить карабахский вопроспутем введения натовского «миротворческого» контингента в НагорныйКарабах.
Что касается, вопроса о подталкивании Россией Армении в НАТО, на мойвзгляд, это видение ситуации вокруг процесса урегулированиянагорно-карабахского конфликта возникает от недостатка информации.
Армения самостоятельно приняла решение о расширениивоенно-политических контактов с НАТО и провозгласила комплиментарныйпуть обеспечения безопасности государства. Несмотря на достигнутые сРоссией договоренности в сфере военно-политического взаимодействия ивоенно-технического сотрудничества, армянская сторона последовательноукрепляет политическое сотрудничество с НАТО и заявляет о необходимостиперехода на более высокий уровень взаимодействия с Альянсом, который,якобы, усилит обороноспособность страны. Нельзя не отметить, чтонекоторые из этих заявлений были сделаны во время председательстваРеспублики Армения в ОДКБ, и, при этом, учитывался факт нахождения вАрмении российского военного контингента, обеспечивающего охрануармяно-турецкой и армяно-иранской границы. А если принять к сведению,что с 2004 года Россия поставляет Армении оружие по льготным ценам какучастнику договора коллективной безопасности, то тогда о какой помощиНАТО в укреплении обороноспособности Армении может идти речь?
Если речь идет о той помощи, которую оказали НАТО, США и ЕС Грузииво время ее военных действий в Южной Осетии в августе 2008 года, то вслучае выхода Армении из ОДКБ возможные армяно-азербайджанские боевыедействия могут закончиться не в Нагорном Карабахе, а у озера Севан.Ведь на помощь азербайджанской стороне, скорее всего, придет Анкара,связанная военными обязательствами с Баку и крайне недружелюбнонастроенная к Еревану. Не думаю, что Турция и ее партнеры по НАТО привозобновлении вооруженного конфликта между Арменией и Азербайджаномбудут оказывать военную помощь армянской стороне. Или в Ереванесчитают, что Нагорный Карабах гораздо важнее для США, ЕС и Турции, чемэнергоресурсы Азербайджана и его возможности по транзитуцентрально-азиатских углеводородов в страны Запада!?
Если руководство Республики Армения не стремится интегрироваться вНАТО, то в каких целях оно намеревается расширять участие вооруженныхсил Армении в операциях НАТО в Афганистане и Ираке? Ведь, насколько мнеизвестно, отправка армянских подразделений в Ирак и Афганистан неявляется обязательством Армении перед НАТО или США.
О том, что руководство Армении предпринимает конкретныесамостоятельные шаги, направленные на интеграцию в НАТО,свидетельствует также тот факт, что в настоящее время по стандартамАльянса активно проводится реформа вооруженных сил Армении. Кроме того,согласно Плану индивидуального партнерства Армения-НАТО, подписанномуармянским руководством в декабре 2005 года, Североатлантический альянси Минобороны США принимают участие в разработке стратегии региональнойбезопасности и военной доктрины республики, а также вусовершенствовании процесса оборонного и бюджетного планирования.
Если руководство Армении заинтересовано в военной поддержке России истран ОДКБ в случае агрессии со стороны Азербайджана, Турции илидругих, а также в укреплении военного потенциала ОДКБ, то в какомконтексте тогда нужно рассматривать приезд в Армению в июне 2009 годавоенных специалистов из стран НАТО и ЕС по проведению консультаций иорганизации взаимодействия Евросоюза и НАТО с Арменией в охранеармяно-турецкой и армяно-азербайджанской границы?
Могу предположить, что это не относится к армяно-российскомувоенному сотрудничеству, в том числе, в рамках ОДКБ, т.к. российскиепограничники и так уже более 10 лет охраняют границу между Арменией иТурцией.
Таким образом, в отношении взаимодействия Армении и ОДКБ существуютвопросы, на которые руководству Армении необходимо дать ответ самомусебе – либо Армения только в ОДКБ, либо вне ОДКБ. В противном случае,продолжение тактики двойных стандартов, называемой политикойкомлиментаризма, может привести к трагическим последствиям для всейармянской нации.
Уважаемый Рамиль Масгутович!Премьер Турции смог позволить себе заявить что проблема НагорногоКарабаха-"это наша проблема". Ну, ладно если бы такое заявилИран-бывшая метрополия,вкоторую входил до тюркманчайского договораКарабах. Но каким боком Турция? Почему Россия, у которой все основаниязаявить,что это наша проблема, молчит? Не пора бы России пересмотретьсвое несколько индифферентное отношение к недавней своей истории,успокоить все страсти и заявить ,что Карабах это наша, Российскаяпроблема. Главное,что это правда, в правовом отношении границы всехбывших союэных республик нарезаных ногтем Сталина, ничего не стоят. — Оганов Рооман Суренович
Уважаемый Роман Суренович, спасибо за вопрос.
В проблеме нагорно-карабахского урегулирования Россия занимаетсовершенно четкую и согласованную в Арменией позицию. В «Декларации осоюзническом взаимодействии между Россией и Арменией, ориентированном в21 век» от 26.09.2000 г. сторонами зафиксировано, что руководство«Республики Армения с удовлетворением отмечает конструктивную рольРоссийской Федерации в деле урегулирования нагорно-карабахскогоконфликта».
Спустя 8 лет в совместном заявлении президента России и президентаАрмения от 24.06.08 г. главы государств указали, что Россия и Армения«выступают за скорейшее решение нагорно-карабахского конфликтаисключительно мирными средствами на справедливой, приемлемой для всехсторон основе и приветствуют конструктивные усилия СопредседателейМинской группы ОБСЕ, направленные на политико-дипломатическоеразрешение конфликта». В данном документе также зафиксировано, чтороссийская и армянская стороны «подтверждают значение ОрганизацииДоговора о коллективной безопасности в качестве важного гарантаобеспечения безопасности государств-членов и будут активновзаимодействовать в выполнении обязательств, предусмотренныхдоговором».
Таким образом, исходя из вышеуказанных деклараций, все действия покарабахскому урегулированию совершались и будут совершаться Россиейтолько при условии согласия на них армянской стороны. Это же относитсяи к военному методу оказания поддержки Армении со стороны России вурегулировании конфликта.
На мой взгляд, те шаги, которые Россия осуществила в последние годыпо содействию решению карабахской проблемы, более красноречивы изначимы для конфликтующих стран, чем заявление турецкой стороны ожелании принять участие в урегулировании. Как можно заметить, намерениеТурции создать новую Платформу безопасности и сотрудничества наКавказе, предоставляющую Анкаре возможность участвовать в региональныхпроцессах и потеснить в них позиции России, также пока остаются толькословами.
Что касается проблемы вокруг Нагорно-Карабахской республики, то еерешение зависит, прежде всего, от самой Армении, а потом уже отдеятельности Минской группы ОБСЕ, в которой участвует Россия.
Если бы армянская сторона была крайне обеспокоена вопросами военнойподдержки обеспечения суверенитета Нагорного Карабаха со стороны Россиии ОДКБ, то официальный Ереван уже давно бы признал независимостьСтепанакерта, и включил бы НКР в состав Армении. А иначе, каким образомРоссия и другие страны ОДКБ могут оказать военную помощь республике, несостоящей в ОДКБ, к тому же юридически являющейся спорной территорией ине признанной тем государством (Арменией), которое официальнопредставляет ее на международных переговорах.
В этой связи хотелось бы остановиться и на аспекте взаимодействияАрмении с Россией в формате ОДКБ. А именно, задать экспертам ижурналистам, а заодно и руководству Армении, вопрос, имеет ли Арменияморальное и законное право предъявлять претензии к России и ОДКБ вотношении обеспечения безопасности Армении при возможном возобновлениивоенных действий в Нагорном Карабахе? На мой взгляд, нет, т.к. во времяучастия России в боевых действиях по защите Южной Осетии Армения неоказала, как член ОДКБ, нужную в то время России поддержку, не говоряуже об участии в военных действиях на стороне России. Кроме того,Армения до сих пор не признала независимость Южной Осетии и Абхазии,хотя народы этих республик так нуждаются сейчас в каждом голосе в ихподдержку.
Кроме того, в Сухуми и Цхинвали как насмехательство над нимирасценено награждение 24 июня 2009 года президентом С.Саргсяном главыГрузии М.Сааакашвили высшей армянской наградой «Орденом Почета». Этотфакт был воспринят абхазскими и югоосетинскими властями какнедружественный. А ведь, возможно, завтра Армения вынуждена будет водностороннем порядке признать суверенитет Нагорного Карабаха, иЕревану может понадобиться поддержка других государств, в первуюочередь партнеров по ОДКБ.
В случае военного конфликта между Арменией и Азербайджаном Россия выступит открыто на стороне Армении? — Таш
Уважаемый Таш, спасибо за вопрос.
Затронутый Вами вопрос уже поднимался. Еще раз повторюсь, что Россиякак член ОДКБ и военный союзник Армении выполнит все возможные инеобходимые в этом случае обязательства. Однако здесь надо учитывать итот факт, что Армения не оказала России поддержку в конфликте вокругюгоосетинского конфликта в августе 2008 года. К сожалению, во времяэтих событий погибли российские граждане, а армянская сторона незахотела вмешиваться в боевые действия и даже не осудила грузинскоеруководство за агрессию в отношении мирных граждан и убийствороссийских военнослужащих, посчитав, что это могло противоречитьнациональным интересам Армении.
В этом случае можно провести параллель с ситуацией вармянонаселенном регионе Грузии Самцхе-Джавахети. Если в ближайшембудущем Михаил Саакашвили начнет уничтожать армян Джавахетии (а этотсценарий высоко вероятен) или даст возможность это сделать переселяемымв регион туркам-месхетинцам, то руководство Армении поведет себя точнотаким же образом, или попытается сгладить ситуацию, наградив Саакашвилиеще одним «Орденом Чести»!?
Награждение президента Грузии высшим орденом Республики Армениявызвало очень негативные эмоции как у жителей России, Южной Осетии,Абхазии, так и у населения Армении. Экономическая политика Саакашвили вотношении Армении, имеющей единственный транспортный коридор черезГрузию, оценивается армянскими бизнесменами и товаропроизводителями как«экономический геноцид» армянского народа. Об этом же говорил ипремьер-министр Армении Тигран Саргсян, когда обсуждал с грузинскимколлегой тарифы на транзит армянских товаров через Грузию. Управляющиежелезной дорогой и портами Грузии олигархи, подконтрольные Саакашвили,установили такие цены и «откаты» за транзит армянских грузов, что, пословам властей Армении, стоимость транспортировки товаров из Грузии вАрмению примерно равна цене их доставки в грузинские порты из самойудаленной от страны точки на планете.
Поэтому, чтобы ответить на вопрос, выступит ли открыто на армянскойстороне Россия в случаи военного конфликта между Арменией иАзербайджаном, необходимо сначала выяснить, а так ли уж это необходиморуководству Армении. Может быть, пригласив специалистов НАТО дляразработки военной доктрины республики и концепции охраныармяно-турецкой и армяно-азербайджанской границы, армянские властинамерены сменить внешнеполитический курс и в скором времени попытаютсяпоставить вопрос о целесообразности вывода из Армении российских войски подразделений пограничных сил?
Надеюсь, что это не так, и что Армения не пойдет на эти шаги радиобещаемой Западом мнимой выгоды от открытия армяно-турецкой границы иувеличения экономической помощи республике для преодоления мировогофинансового кризиса.
Здравствуйте, уважаемый Рамиль Масгутович.
Совершенно очевидно, что Россия во внешней политике оперируетпонятиями и методами в лучшем случае 1-й половины XX века. Печально то,что по-другому РФ мыслить вроде бы не в состоянии. О какомвоенно-стратегическом партнерстве можно говорить, если Россиярассматривает Армению как свою колонию в самом прямом смысле слова?!Т.е., она не может иметь собственных интересов, не имеет правапроводить самостоятельную политику, иначе сразу же слышится звукплетки, явный или замаскированный. Что вы думаете об этой точке зрения?Заранее благодарен за ответ. — Ваагн Амирян
Уважаемый Ваагн Амирян, спасибо большое за интересный вопрос.
По моему мнению, Республика Армения и ее жители могут и должны иметьсвои собственные интересы, осуществлять свою собственную политику.Поэтому с вашей точкой зрения я не согласен.
Каждый, кто проанализирует деятельность Госдепартамента США иПосольства США в Армении за последние несколько лет, поймет, что отнюдьне Россия рассматривает Армению как свою колонию.
Попытки манипулирования властями Армении с помощью предоставлениявыгодных кредитов, финансирование радикальной оппозиции, вмешательствово внутренние дела и дипломатическое давление на руководство Армении –этот набор инструментов обретения контроля над внутренней и внешнейполитикой республики применяется Госдепартаментом вот уже многие годы.И это не мое личное мнение – это мнение зарубежных и российскихполитологов, профессионально занимающихся проблематикой стран СНГ.
Отдельный разговор о новом после США в Армении М.Йованович,деятельность которой весьма критически описывается на некоторыхинтернет-ресурсах. Эксперты сетевых СМИ не зря называют ее архитектором«цветных» революций и лоббистом американских неправительственныхорганизаций. После ее приезда в Ереван армянские и европейскиеаналитики отмечают достаточно четкий крен политики республики в сторонуСША и ЕС. В частности, по мнению экспертов «Всемирной миротворческойорганизации» и ряда европейских журналистов, об этом свидетельствуютсогласие Армении восстановить отношения с Турцией, укреплениестратегического партнерства с Грузией, отказ Армении признатьнезависимость Абхазии и Южной Осетии, участие Армении в программе ЕС«Восточное партнерство», усиление влияния в стране прозападнойоппозиции (лидер Л.Тер-Петросян), раскол провластной коалиции, приходна ключевые посты в государстве прозападных политиков – лидерапрозападной армянской партии «Оринац Еркир» А.Багдасаряна и бывшегоглавы Национального Банка РА Т.Саргсяна, считающегося армянскимиэкспертами ставленником американских финансовых институтов.
Кроме того, армянскими политологами отмечены попытки посольства СШАвмешаться в процесс избрания главы г.Еревана, пост которого намеревался(к счастью, неудачно) получить лидер прозападного движения радикальноготолка «Армянский национальный конгресс» Левон Тер-Петросян.
Исходя из изложенного, можно заключить, что как только Арменияначинает проводить на международной арене самостоятельную политику, тосразу ей показывается лишь заокеанский пряник, а плетка замаскирована ипоявляется, как правило, чуть позже.
ЗдравствуйтеРамиль Масгутович! Недавно руководитель Службы политическогопрогнозирования Центра по изучению постсоветского пространстваАлександр Караваев в интервью азербайджанским СМИ сказал буквальноследующее: "...в случае конфликта с Азербайджаном Армения не сможетопереться на ОДКБ. Скорее, возможна дипломатическая поддержка, но этотоже не факт...». Как бы вы прокомментировали это высказывание? Длячего существует ОДКБ, если его члены не готовы оказывать друг другуподдержку в подобных случаях? — Тигран Тавадьян, главный редактор газеты армян России "Еркрамас"
Уважаемый Тигран Тавадьян, спасибо за Ваш вопрос.
Затронутая Вами тема имеет большое значение не только для Армении, но и для России.
Лично я не разделяю данную позицию российского эксперта АлександраКараваева. Но Россия свободная страна и каждый ее гражданин имеет правона свое личное мнение по тому или иному вопросу.
Мнение Караваева – это не официальная позиция Российской Федерации иРеспублики Армения. Понять географическую направленность мненияА.Караваева и его мотивацию, наверное, возможно после того, как будетопределено место расположения источника финансирования деятельностипредставляемой им структуры и публикаций его заявлений,дискредитирующих как Россию и ОДКБ, так и Армению.
Ориентироваться на мнение указанного российского эксперта я бы нестал, т.к. позиция руководства России и Армении, а также Генеральногосекретаря ОДКБ Николая Бордюжи, по вопросу военно-политическоговзаимодействия и нейтрализации угроз безопасности стран членовОрганизации, иная и уже неоднократно высказывалась и освещалась в СМИ.
УважаемыйРамиль Масгутович. Какова цель создания МОЦИП ОДКБ. И почему его первыйфилиал открыт именно в Ереване? Не лучше ли было создать его вБелорусси? Или Узбекистане, который время от времени демонстрирует своюлояльность североатлантическому альянсу? — Алексей Хамаев, Казань, аспирант
Уважаемый Алексей Хамаев, спасибо за вопрос.
Первое на территории СНГ Национальное отделение Международногообщественного центра информационной поддержки (МОЦИП) ОДКБ открылось вЕреване в 2008 году.
Решение о создании МОЦИП было принято в августе 2007 года в Москве,а в ноябре 2007 года в Ереване были заключены окончательные соглашения.
Первое отделение МОЦИП открылось в Ереване, т.к. Армения являетсяведущим партнером России, и взаимоотношения двух стран представляютдостаточно широкий спектр вопросов. Кроме того, эта идея нашла широкуюподдержку у руководства Армении, представителей министерств и ведомствреспублики, а также экспертного сообщества и жителей Армении иНагорного Карабаха.
В настоящее время жители стран СНГ не совсем осознают цели и задачиОДКБ, данная ситуация прослеживается и в Армении, являющейсястратегическим союзником России в таком "неспокойном" регионе, какЮжный Кавказ. Таким образом, в Армении действительно назрелапотребность функционирования центра, который мог бы полнееудовлетворять запросы заинтересованных лиц в области информации одеятельности ОДКБ, а также партнерстве и сотрудничестве России иАрмении в рамках Организации.
В связи с этим первой задачейереванского отделения МОЦИП является предоставление полноценнойинформации общественности и государственным структурам о деятельностиОДКБ и как решения организации связаны с Арменией.
В настоящее время в Армении функционирует электронное издание одеятельности МОЦИП и ОДКБ в республике и проводятся круглые столы,семинары, непосредственные встречи с молодежью, различнымиорганизациями, которые тем или иным образом связаны с деятельностьюОДКБ.
Создание отделений МОЦИП в Белоруссии, Казахстане, Киргизии иУзбекистане - это вопрос ближайшего будущего. Если эта инициатива будетподдержана властью и общественностью указанных стран, то открытиефилиалов в них произойдет в кратчайшие сроки.
ЗдравствуйтеРамиль Масгутович. Позвольте узнать Ваше мнение о следущей проблеме.Последнее заявление посла США в Армении Мари Йованович о том,Азербайджан представляет для США больший интерес чем Армения, т.к. СШАзаинтересованы в каспийских энергоресурсах Азербайджана, говорит о том,что США и НАТО намерены усилить борьбу за влияние в Азербайджане иКавказском регионе. Не приведет ли такая политика США к новой войне наКавказе, в которую будут втянуты и Россия и Азербайджан и Турция, членНАТО и союзник Баку? Не получится ли на Кавказе так, как случилось вбывшей Югославии? — Станислав Абраамян, финансовый эксперт,Болгария.
Уважаемый Станислав Абраамян, спасибо за интересный вопрос.
Это интервью нового посла США мне знакомо, и в нем действительнораскрываются истинные мотивы участия американцев в происходящих сейчасна Южном Кавказе процессах, в том числе в нагорно-карабахскомурегулировании. В заявлении обращает на себя внимание слова МариЙованович о том, что США оказывают влияние на эти процессы по причинеимеющихся у них экономических интересов в Каспийском регионе. Такимобразом, демонстративно, практически открытым текстом, руководствуАрмении и Нагорному Карабаху указывается, что для США не имеют нималейшего значения
национальные интересы армянского и карабахского народов, и чаянияармянской диаспоры США, Европы и других стран, затратившей столько сили средств на защиту суверенитета Нагорного Карабаха. Главное для США -сырьевые ресурсы стран Южного Кавказа и их транзитные возможности.Поразителен также тот факт, что сделано это заявление не в США, Европеили Азербайджане, и не официальным представителем Госдепартамента США,а послом США в Армении, и к тому же, в Ереване.
Таким образом, можно прийти к выводу о том, что Мари Йованович официально сообщила
всему мировому сообществу, что США стремятся обеспечить контроль надэкономикой стран Южного Кавказа путем разыгрывания "карабахской" карты,а проблемы безопасности региона американцев не особенно волнуют.Учитывая сказанное американским послом в этом заявлении, у многихчитателей агентства, скорее всего, не вызовет сомнений позиция рядаармянских и зарубежных экспертов, считающих, что в случае возникновенияновой войны между Арменией и Азербайджаном США и их союзники по НАТО(Турция, страны ЕС), стараясь сохранить свое влияние на Каспии, будутподдерживать азербайджанскую сторону.
Безусловно, продолжение СШАи их партнерами указанной политики может спровоцировать нарушениеперемирия и возобновление армяно-азербайджанских боевых действий. Намой взгляд, этого и добиваются Вашингтон, Брюссель и Анкара, т.к. всепредпринятые ими шаги, направленные на побуждение Еревана отказаться откарабахских территорий и удерживание, тем самым, Баку в сфере влиянияЗапада, пока не принесли плодов. Однако, по мнению ряда российских иевропейских аналитиков, возобновление вооруженного конфликтамаловероятно. Причиной тому является российско-армянский военный союз.
Членство Армении вместе с Россией в ОДКБ не только сдерживаютагрессивную политику Азербайджана, Турции и стран НАТО на Кавказе, но ив целом стабилизирует ситуацию в каспийско-черноморском регионе. Приэтом, сформированная странами-членами ОДКБ Россией и Арменией совместнос Ираном стратегическая ось оказывает стабилизирующий эффект и наситуацию на Ближнем Востоке.
Таким образом, можно заключить, чтоотмечаемые мной и многими армянскими экспертами попытки стран Запада иТурции добиться интеграции Армении в НАТО, путем открытияармяно-турецкой границы и решения карабахского вопроса в пользуАзербайджана, направлены на дестабилизацию обстановки в странахкаспийского и черноморского бассейнов, а также внесение разлада вотношения Армении и Ирана. Могу предположить, что выход Армении из ОДКБприведет к катастрофическим последствиям для народов кавказского иближневосточного регионов, и с учетом курдского фактора в Турции наКавказе могут повториться события, которые были инициированы странамиНАТО в бывшей Югославии.
Спасибо всем участникам онлайн-конференции за проявленное внимание кобсуждавшейся теме. Если у участников и читателей агентства ИА REGNUM Новостипоявились какие-либо вопросы по проблематикам ОДКБ, российско-армянскихотношений и безопасности в кавказском регионе, то ответ на них можнополучить на официальных сайтах ОДКБ (http://odkb.gov.ru) и МОЦИП ОДКБ(http://www.odkb-armenia.am), либо прислав мне письмо по электроннойпочте - catu@list.ru.
Кроме того, жители Армении, Нагорного Карабаха и других государств могут получить требуемую информацию в Ереванском офисе Национального отделения МОЦИП (г.Ереван, ул. Ленинградян,6, офис 2), а также в ближайшее время в филиалах Национальногоотделения в г. Ванадзор и г. Гюмри.