Армяно-Греко-Ассирийский СОЮЗ является добровольным, самоуправляемым, формированием, созданным по инициативе наций, ставших жертвами геноцида в Османской Турции в начале двадцатого века, на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения общих целей.

 

Новости

14:38

Эдуард Абрамян: Ассирийцы Грузии подвергаются гонениям, несмотря на отсутствие территориальных и политических претензий

ИА REGNUMпродолжает публикацию цикла материалов об истории, нынешнем состоянии иперспективах национальных меньшинств Закавказья. Цикл подготовленэкспертом по региональным вопросам, кандидатом исторических наук Эдуардом Абрамяном. Ниже приводим очередную статью автора в этой серии. На этот раз автор затронул проблему ассирийцев в Грузии.

Ассирийцыявляются самым активным национальным меньшинством в Грузии. Не имея нитерриториальных, ни культурных претензий к Грузии и к грузинскомуобществу, ассирийцы в грузинском социуме являются показательнымпримером т. н. грузинской толерантности к этническим меньшинствамстраны.

Ассирийцы (самоназвание атурая, сурая, халдеи) -древнейший народ Передней Азии. Они имеют традиционные связи с Кавказомеще с античного периода. Сегодняшние ассирийцы возводят себя к древнимассирийцам месопотамской державы (середина II тысячелетия - 605 г. дон. э.), население которой после её падения находилось под властьюразличных государств. Современный ассирийский язык (другие его названия- сирийский, новосирийский, новоарамейский) относится лингвистами ксеверо-восточной ветви семитских языков. В его основе - два семитскихязыка: ассиро-вавилонский и древнеарамейский. Письменность - на основесирийского письма (1). Ассиро-вавилонский язык - один из древнейшихписьменных языков: самые старые из клинописных глиняных табличек на немдатируются XXVIII веком до н. э. Всего же их найдено археологами болееполумиллиона! Это тексты исторические, медицинские, астрологические,математические, религиозные, мифы, легенды и так далее. Больше всего ихобнаружено в храмах и дворцах правителей; крупнейшая из найденныхбиблиотек принадлежала царю Ассирии Ашшурбанипалу (VII век до н. э.), вней было более 30 тыс. таких табличек.

В первой половине XIX векаокончательно сформировался нынешний литературный ассирийский язык (набазе диалектов ассирийцев, проживавших в Северной Месопотамии, ввосточных районах Турции и в Иране). Некоторые специалисты считают, чтосовременный ассирийский язык восходит непосредственно кдревнеассирийскому. Это богатый по лексическому составу, с развитойграмматической структурой, очень своеобразный язык, в которомсохранилось много форм, слов и словосочетаний из языка древнихассирийцев (2).

До наших дней сохранились свидетельства богатыхвзаимоотношений ассирийцев с различными картвельскими народностямидревних веков. Фактически, ассирийцы - первые инородные поселенцы вГрузии. Первые ассирийцы в массовом порядке начали переселяться вГрузию с 18 века, когда картли-кахетинский царь Ираклий II иассирийский патриарх Восточной Ассирийской церкви Мар Авраам велитайную переписку с целью совместного противостояния турецкимзавоевателям (3). Из-за неудачных попыток остановить турецкие нашествиянекоторое количество ассирийцев из южных частей исторической Армениипереселились в Грузию. Отметим также, что еще в VI веке из Месопотамиина Кавказ направились 13 ассирийских монахов-проповедников, вошедших вгрузинскую историографию как "ассирийские отцы".

Ассирийцы оселив основном в крупных городах средневековой Грузии, в частности в Мцхете(в дальнейшем Тбилиси), в Кутаиси и в Гори. Известно, чтоТуркменчайский мир, заключенный в 1828 году между Россией и Персией,предоставил возможность ассирийцам (иранским подданным) переехать вТифлис, где они могли найти работу. В частности, именно в этот период вТифлисе на ряду c армянскими, русскими и грузинскими кварталамипоявился и ассирийский, где по состоянию на конец 19 века проживалоболее 5000 ассирийцев.

Кроме того, известны также сельскиеассирийские поселения в Грузии, в частности в Тертрицкарском районерасположено селение под названием Асурети (Ассирия) (4). Селение, имеядревнюю историю, не сохранило свой первоначальный этнический облик.

Ассирийцыв большинстве своем христиане несторианского направления (АссирийскаяЦерковь Востока), однако в сирийских общинах ассирийцев распространенамонофиситское направление в христианстве (Сирийская яковитскаяцерковь). Кроме того, еще с 15 века в ассирийских районах БлижнегоВостока начала распространяться католическая направленность вхристианстве, и в 16 веке ассиро-халдейская католическая церковьвступила в унию с римско-католической церковью и принялапокровительство Папы Римского. Основная часть ассирийцев Грузии именноассиро-халдейского вероисповедания. Отметим также, что Патриархияхалдейской католической церкви на сегодняшний день располагается вБагдаде.

Ассирийцы Грузии на протяжении всего советского периодаявлялись одной из активных национальных общин в республике. Фактическиэто была одна-единственная община, которая не подвергалась политикенасильственной ассимиляции и выдавливанию. В конце 1920-х - в начале1930-х гг. только в Тбилиси действовали две ассирийские школы,издавалась газета "Кохва д Мадынха" ("Звезда Востока"), работалидраматические коллективы и различные культурные центры (5), что былоневиданной роскошью для коренных этнических меньшинств страны.

Послерепрессий 1937-1939 гг., когда многие ассирийцы были сосланы илирасстреляны, в 1960-е - 1970-е гг. в Грузии начала развиватьсянациональная культура, самобытность и самосознание ассирийской общины.Так, уже в 1957 г. в Тбилиси создается ассирийский ансамбль песни ипляски под названием "Нинвея", с 1960-х в столице Грузинской ССРпечатаются 3 газеты на ассирийском языке, на сцене тбилисского Домажелезнодорожников ставят спектакли на ассирийском языке. Поэты ипрозаики создают Общество ассирийской словесности, творят наассирийском языке, переводят с грузинского. Самым интересным явлениемявлялось то, что, в отличие от многих этнических меньшинств республики,у ассирийцев имелись большие льготы на места для поступления вразличные столичные вузы. Таким образом в среднем каждый год 60-65ассирийцев поступало в Тбилисский университет и различные институты.

Сначалом распада СССР, в момент, когда активно шли процессывосстановления независимости в трех закавказских республиках,ассирийская диаспора Грузии активно начала поддерживатьнационалистические силы в стране и с оружием в руках влилась в борьбупротив угнетенных народов Грузии - абхазов и осетин. Не имеющиетерриториальных претензий к Грузии, одновременно имеющие хорошиеусловия для развития своей общины, ассирийцы всячески началииспользоваться руководством Грузии в качестве примера грузинскойтолерантности к некартвельским народам страны. Одновременно ассирийцы,находясь вдали от своей исторической родины, не имея государственностиболее 2300 лет, попытались использовать грузино-абхазский конфликт дляподнятия своего этнического значения и ассирийской идентичности, принявучастие в войне на стороне Тбилиси.

В конце 1990 года в Тбилисиоткрывается Центр ассирийский культуры, руководителем которогоизбирается известный в стране общественник, ассириец ученый ТамразИванов. Через некоторое время центр трансформируется в Ассирийскийконгресс, объединяя все ассирийские центры и организации на ЮжномКавказе. Руководителем конгресса избирается, по некоторым данным, сынТамраза Иванова полковник МВД Грузии Борис Иванов, являющийся ярымсторонником Звиада Гамсахурдиа. Борис Иванов (в тот период занимавшийдолжность руководителя военной полиции Грузии) в момент ожесточенныхбоев в Абхазии стал инициатором создания ассирийского добровольческогобатальона, единственного инородного некартвельского формирования всоставе грузинских вооруженных сил. Отряды полковника Ивановаучаствовали в боях с абхазской армией. Даже сейчас многие ассирийцыподчёркивают значимость этого участия.

Воюя на стороне Грузии,ассирийцы пытались продемонстрировать свою благодарность Тбилиси путем"защиты границ государства" и создать новую страницу в истории развитияассирийского самосознания и самобытности. Это, безусловно, способствуетстиранию в памяти многострадального и исчезающего народа чувстважертвы, создает стимул для полноценного развития молодого поколения,сохраняя древние традиции, историю и язык.

Несмотря на лояльностьк Тбилиси, в 1990-х гг. миграция коснулась и ассирийцев. По официальнымданным, теперь численность ассирийцев страны составляет около 6200человек (6), которые в основном проживают в Тбилиси.

Послеокончания войны ассирийцы начали развивать свою культуру в независимомгрузинском государстве и даже занимать ответственные должности и постыв руководящих и правоохранительных органах страны. В Институтевостоковедения Грузии открыт отдел по изучению ассирийской истории икультуры, а в 2006 г. при содействии Тбилисского государственногоуниверситета им. Джавахишвили была основана научная кавказскаяассоциация по изучению ассирологии, куда вошли ассирийские ученые совсего Кавказского региона. Активизировалась религиозная жизнь вассирийском обществе.

В 1995 г. при содействии посла Ватикана вГрузии, а также различных влиятельных людей католического мира в Грузиибыла основана Ассиро-халдейская миссия. Параллельно с основанием миссиибыл избран и по сей день функционирует Церковный совет, члены которогонаделены определенными полномочиями при решении важных вопросов,касающихся ассирийской общины. В общине миссия осуществляет не толькодуховные, но и благотворительные мероприятия для улучшениясоциально-экономического положения нуждающихся ассирийцев страны.

В настоящее время действует 3 ассирийских церкви. В 2000 г. была основана церковная школа имени св. мученика Мар Шиммона Бар Саббаэ,первого Патриарха Халдейской церкви (IV в.). Школа насчитывает около 50учеников всех возрастов и конфессий, занятия проходят в здании приКафедральном соборе Вознесения Пресвятой Девы Марии в Тбилиси два разав неделю. Отметим, что литургия в церквях проводится на арамейскомязыке и, в связи с плохим знанием родного языка старшим поколениемассирийской общины, миссия публикует учебные пособия, включаярусско-арамейский словарь (7).

Несмотря на то, чтоАссиро-халдейская церковь, как и другие религиозные учрежденияэтнических меньшинств, не имеет никакого юридического статуса, онаявляется самой активной на территории страны и фактически сталасимволом сохранения не только ассирийской религии и традиций, но иязыка и культуры. Имея активную финансовую и духовную поддержку изЕвропы, халдейская миссия Грузии организовывает различные мероприятиядля оживления ассирийской общины, что отнюдь не радует ни грузинскиенационалистические круги, ни грузинскую халкедонийскую церковь. Так,прихожане-ассирийцы и миссия уже дважды за последние 2 годаподвергались нападениям со стороны грузинских радикалов.

Ситуацияухудшилась в сентябре 2006 г., когда во время воскресной литургиигрузинские подростки с ножами в руках напали на ассирийцев. После этогослучая миссия начала винить в нападениях на прихожан грузинскуюцерковь: "Православная церковь и фундаменталисты не хотят присутствиякатоликов в Грузии, - заявил сотрудник центра священник Бенни Ядгаринформационному агентству "Благовест-инфо". - Если мы начнем совершатьслужбы в центре, эти фанатики атакуют наших людей с ножами и дубинами".Отметим, что миссия неоднократно при поддержке посла Ватикана поднималавопрос о безопасности, и, как сообщают недовольные священнослужители,МВД республики все письма оставило без ответа, а ответ Илии IIна просьбу содействовать безопасности и толерантности к неправославнымгражданам был краток, но суров: "это не мое дело" (8). Кроме того,грузинское население открыто выступает против строительства новогокатолического собора в районе Ваке-Сабуртало в Тбилиси, где компактнопроживает ассирийское и другое католическое меньшинство столицы.Строительство религиозного учреждения из-за недовольства грузинскогонаселения неоднократно приостанавливалось.

Пострадавшие ассирийцыи их священнослужители неоднократно обращались к парламентской комиссиипо правам человека, что в конечном итоге дало свои плоды - прессингправославной церкви и государственных институтов значительно ослаб.Более того, ассирийская община с момента налаживания первых связейруководства Грузии с новым руководством Ирака начала игратьзначительную роль, однако за последний год в этом плане общинаассирийцев постепенно начала уступать свое место курдам Грузии. Крометого, борьба с криминалом МВД Грузии не пощадила и некоторыхруководителей ассирийской общины, которые уже многие годы возглавляликриминальные группировки как в Грузии, так и в России. Есть версия, чтоименно Борис Иванов - руководитель Ассирийского конгресса, в1994-1999 гг., занимая различные руководящие посты в МВД страны,занимался поставкой наркотиков из Турции. Генерал-майор в отставкеИванов был арестован тбилисской полицией 27 июля 2006 г. (9) захранение 8 граммов героина в собственной квартире (10). Понеофициальным данным, Иванов имел оппозиционные взгляды по отношению кправящему режиму в стране, кроме того, последние 4-5 лет в основномпроживал в России и получил российское гражданство. Иными словами,реальная причина ареста не установлена. После ареста национальноголидера ассирийская община Грузии, а также ассирийские общины России иАрмении периодически поднимают вопрос о том, что Борис Иванов -политзаключенный, однако никакого результата подобные акции не имеют.По словам некоторых лидеров ассирийских общин Европы, они намереныподнять вопрос освобождения Иванова в европейских инстанциях, что, поих убеждению, может пролить свет на реальные причины ареста лидераАссирийского конгресса Грузии. Кроме того, в грузинской прессепоявились статьи с обвинениями, что ассирийцы - главный оплотконтрабанды наркотиков и криминала в Грузии. Освещая акции протестаассирийцев, телеканал "Рустави-2" неоднократно называл ассирийцев"айсорами", что считается оскорбительным для народа.

Такимобразом, национальное меньшинство, не имея никаких политических,территориальных и культурных претензий к грузинскому государству, неимея внешних защитников, как азербайджанцы и армяне Грузии в лицеАзербайджана и Армении, постепенно начинают подвергаться прессингу.Несмотря на то, что отношение Грузии к ассирийской общине считаетсяпримером толерантности и "традиционно братским", в реальной жизни всеобстоит иначе.

* * *

1. http://www.ng.ru/science/2005-05-25/14_assiria.html

2. Там же.

3. http://www.ca-c.org/journal/2006-03-rus/16.pr.komrus.shtml

4. http://www.apsny.ge/order/1157389638.php

5. Там же.

6. http://www.ethno-online.ru/index.php?go=Spravka&in=view&id=81

7. http://www.chiesacattolica.ge/ru/comunita/rito_assiro_caldeo/

8. http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=9626

9. http://www.rosbalt.ru/2006/08/04/262786.html

10. http://www.atranews.com/news/Ivanov/Atranews%20-%20Gamri%20to%20georgian%20Times.htm

Постоянный адрес новости: www.regnum.ru/news/948264.html17:00 27.01.2008Закавказская шеф-редакция ИА REGNUM

Яндекс цитирования
Бесплатный хостинг uCoz