Картинка 24 из 219

Саят - Нова

Возлюби перо, возлюби письмо, книги возлюби


   17 век. Армения окончательно поделена между Турцией и Персией. Погромы и резня, грабежи и избиения. Кошмар, длящийся веками
   И не смотря на это, армянский народ дал миру целую плеяду гениальных певцов, самой яркой звездой из которых явился Саят-Нова, сияющий вечным светом народной гордости.
   Как справедливо писал Валерий Брюсов: "Саят-Нова - один из тех первоклассных поэтов, которые силой своего гения уже перестают быть достоянием отдельного народа, но становятся любимцами всего человечества".
   Саят-Нова родился в Тифлисе в 1717(а по некоторым данным в 1712 или 1715) году. Настоящее имя поэта - Арутин, Саят-Нова же - псевдоним, означающий "царь песнопений", "владыка музыки" в переводе с языка индустани. Сын бедного плотника, Арутин, был отдан отцом в ученики к ткачу, но мальчик с ранних лет мечтал быть ашугом: в свободное время убегал слушать состязания певцов и учился играть на кяманче, на чонгуре  и  таре. Он стал рано сочинять песни и стихи, которые распевал вначале в домах родственников, а потом - у знатных горожан, что и сделало его любимейшим ашугом во всем Тифлисе.
   Поэт, композитор, музыкант, Саят-Нова писал стихи, сам сочинял к ним музыку и сам их исполнял, сопровождая игрой на музыкальных инструментах, особенно, на "скрипке Востока" - кяманче. Армянин по происхождению, он прекрасно владел армянским, грузинским, турецким, персидским и арабским.
   Победив всех знаменитых гусанов своего времени, он стал придворным поэтом грузинского царя Ираклия Второго.
   О чем еще мог он мечтать?!
   Но, человек феноменальных способностей, тонкий и мудрый поэт, выразитель души и чаяний народа, Саят-Нова страдал от полной чванства и зависти атмосферы дворца, подвергался обидам и преследованиям за свой свободный и гордый нрав.
   Однако величайшим из его страданий стала дерзкая любовь к сестре Ираклия, княжне Анне, которой посвящено большинство его произведений. Дворцовым завистникам удалось раскрыть тайну этой высокой и несчастной любви, и Саят-Нову обрядили в черную рясу и сослали в Ахпатский монастырь.
                     Нет хода истине моей, -
                     в народе расплодилась ложь!
   В монашестве Саят-Нова принял имя Давида, и был возведен затем в сан тифлисского епископа. Говорят, новый епископ иногда переодевался в одежду ашуга, тайно уходил из монастыря и выступал перед народом.
   В 1795 году  персидский  хан Ага-Мохаммед осадил Тифлис, населению угрожала жестокая резня+ Узнав об этом, Саят-Нова покинул свой уединенный монастырь и поспешил в столицу. Он был в Тифлисе в тот день, когда город был взят варварскими полчищами. Поэт-епископ вместе с народом  молился на коленях в соборе. Персы потребовали, чтобы все вышли из церкви и приняли ислам. Саят-Нова ответил им стихом по-татарски:
                Из храма нет! не выйду я, не отрекусь я от Христа!
Мусульмане вытащили старика  из собора и зверски убили на пороге+
Теперь на этом месте - мраморная доска, на которой дата рождения и смерти Саят-Новы и строки его стихов:
         Не всем мой ключ гремучий пить, - особый вкус ручьев моих!
         Не всем мои писанья чтить, - особый смысл у слов моих!
         Не верь: меня легко свалить, - гранитна твердь основ моих!
   Мощью своего гения он превратил ремесло певца в высокое звание поэта, показал подлинную силу поэтического слова, когда оно, рожденное в муках любви и высокого вдохновенного творчества, находит верную дорогу к сердцам людей. Саят-Нова пел свои песни в годины народной радости и печали и дорожил великим званием поэта - слуги и советчика народа.
   "Слуга народа", как он сам себя назвал в одной из песен, Саят-Нова в своих строках выразил главную черту армянского народа -
                     И пусть подносят желчь тебе -
                     Ты сахар дай, Саят-Нова!
- народа, который пройдя через бесчисленные бедствия и трагедии, не озлобился, не очерствел, остался добрым, отзывчивым и терпимым, готовым жертвовать собой ради других, ради справедливости и правды.
Думая о путях спасения родного народа, величайший мыслитель написал обращенную к нему песнь-послание.  Красной нитью, а может, и красной струей невинно пролитой крови, проходит через всю историю моего народа завет великого поэта - что бы ни случилось,  люби, цени и храни свой язык, свои книги, свою культуру.
   "Возлюби перо, возлюби письмо, книги возлюби"

Автор: Арминэ Погосян

Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика
Бесплатный хостинг uCoz