Мемориальный памятник жертвам геноцида 1915 г. осуществленный правительством Османской Турции: Цицернакаберд установлен в г. Ереване (Армения)

Геноцид Ассирийцев

Геноцид понтийских греков

Меня многие спрашивают, почему я – ассирийка, так часто пишу именно об армянском геноциде, и два моих рассказа носят имена армянских девушек – Ануш и Рипсиме. Ответ очень прост: я не различаю горя между нашими народами. Я описала две жизни, на месте которых могли быть тысячи и миллионы. И именно то, что я писала об армянке, а не об ассирийке, говорит о том, что та трагедия, которую пережили мои прадедушки и прабабушки с отцовской и с материнской стороны общая у меня и с армянами и греками.

Моя статья будет сегодня впечатляющих размеров, я прошу дочитать её до конца. По большей части она заключает в себе выдержки из невообразимой тяжелой для прочтения, но очень ценной книги, посвященной геноциду армян. Вся эта книга состоит из сбора материалов на известную тему – это и газетные вырезки, и многочисленные ходатайства, обращения и письма, и отрывки из рассказов очевидцев, причем совершенно разных национальностей. Я приведу лишь несколько статей.

Статья первая

……………………………………………………………………………………………………..

Обращение армянского населения Османской имении к католикосу всех армян Геворку IV, Константинополь, 1876 г.

Уж сколько веков находимся мы в подчинении у турок, денно и нощно, всегда и постоянно в тревоге, жестоко страдаем от областных начальников, сборщиков налогов, приказчиков и прочих насильников, вплоть до того, что они подвергают поруганию нашего пастыря церковного, позорят скромность женщин и честь девушек наших, проливают кровь наших юношей и стариков, подвергают надругательству святость храма и обрядов. О Господи, в какое несчастье ввергнуты наши браться! Имущество их захватили и разграбили все, что нашли в землянках сельчан.

Вам прекрасно известно, святейший отец, что по поводу всех этих злоключений мы много раз обращались к министрам, со слезами и вздохами моля их о милосердии, но никакого отклика не нашли; слезы наши лились, подобно реке полноводной, но впустую, и никогда никто из министров не сжалился над нами. Ныне том, отчаявшимся, остается обратиться к Западу, быть может христианские народы и государства посочувствуют армянам и ту защиту, которую намерены оказать болгарам, соизволят пожаловать и нам.

Но для исполнения сего великого дела, благополучное завершение коего останется бессмертным памятников в сердцах нижеподписавшихся, надлежит Вам, отец наш, набраться решимости, дабы разъяснить и показать народам христианским бедствия сынов древней Армении и попросить помощи для облегчения нашего положения. В противном случае святейший отец, если не будет конца нашим бедам, если и далее продлятся горькие дни нашего рабства, если все ещё будут оплакивать невесты своих молодых женихов, - да не дожить нам до этого дня!- тогда, о, Господи, пример болгар пред нашими глазами: проливая потоки крови, и мы сбросим иго рабства….

4 000 подписей.

Матенадаран, им. Маштоца, архив католикосата, п. 228, док. 23

………………………………………………………………………………………………….

Этот текст был переведен с армянского языка, и насколько бы ни была важна суть этого ходатайства, я прошу вас свое пристальное внимание обратить скорее на дату - 1876 год.

Многие думают, что геноцид – это гром среди ясного неба, внезапная и неожиданная молния – это не так. 39 лет бедействия с написания этого обращения, и других многочисленных писем и ходатайств (не только к католикосам, но и к императорам и многочисленным послам) прошло, пока не случилось самое страшное. 39 лет постоянных изнасилований, вандализма, убийств, гонений и шантажа. 39 лет, а вспомнили о армянах, греках и ассирийцах когда? О, правильно, когда началась война и нужны были союзники внутри страны.

Заслуг России и Англии в какой-то степени, я не отрицаю, По-крайней мере для своего народа, но от мысли, что тучный русский медведь "спешил" на помощь 39 лет становится и страшно и смешно, особенно если учесть что этим летом, чтобы помочь Осетии им понадобился лишь один день. Да, конечно сравнивать нынешний год с 19-м веком некорректно, но я уверена, что такая великая и мощная империя, при особом желании могла бы предотвратить это, либо одна, либо в союзе многочисленных стран Европы, которые тоже были в курсе того, что происходило с нашими народами. Почему этого не произошло? А зачем? И не надо скидывать все на то, что это было так давно, что тогда все было по-другому. За последние годы в Ираке был настоящий геноцид ассирийцев и ну очень малочисленных армян там проживающих, со стороны мусульман. Не буду снова приводить пример Осетии, все поняли, что я имею в виду.

Прежде чем, я перейду ко второй части своей статьи, я отвечу вам, что я хочу сказать всем выше перечисленным. Я хочу сказать, что кроме нас самих мы никому не нужны! И, поверьте, что если даже на территории вашей страны начнется ещё один геноцид над христианами, "мир и не почешется, если не увидит в этом выгоды". Я не против России, так же как и русского народа, но сейчас и медведи думают о том, где бы получить больше меда, а не о том, как одним движением своей мощной лапы сохранить жизнь даже своему медвежонку.

Итак, переходя ко второй части, я хочу объяснить название, выбранное не случайно. Почему именно Христианский геноцид? Главная причина не только в том, что турки резали армян, ассирийцев и греков, а в том, что они не различали их. Почему армяне первые попали под острые кинжалы? Все просто, армян, к сожалению, было больше, да и ярче они проявляли себя в жизни Османской Империи. В книге, хотя она и посвящена именно геноциду армян, приводится некоторая немного смутная статистика, и иногда в ней пишут о нас – ассирийцах, и, конечно же греках.

Вот один из примеров взятый с Письма из харберда в армянскую патриархию в Константинополе. 14декабря 1895 года

………………………………………………………………………………………………….

"В сирийском квартале убито двенадцать и двадцать ранено. Здесь сирийцы укрылись в своем храме - церкви пресвятой девы. Когда началось нападение, они просили погромщиков пощадить их, тем более, что они сирийцы, а не армяне. Это соображение отнюдь не повлияло на погромщиков, которые ответили, что они не делают никакого различия между той или другой христианскими нациями. Войдя в церковь, погромщики разграбили ее и осквернили, убили священнослужителя за отказ отречься от Веры, увели с собой женщин и девушек-беженок, внешность которых пришлась им по вкусу..."

……………………………………………………………………………………………………..

В поддержку названию "Христианский геноцид" привожу статистику по жертвам города Диарбекир из документов французской "Желтой книги" - "Избиение армян в 1895-1896 гг."

Армян – григорианцев

Мертвых - 1000
Раненных - 250
Разграбленных домов – 1500
Разграбленных и сожженных лавок - 2000

Армян – католиков

Убитых - 10
Раненных - 1
Разграбленных домов – 36
Разграбленных и сожженных лавок - 65

Сирииян – католиков

Убитых (объявленных) - 36
(действительных) - 150
Раненных - 11
Разграбленных домов – 35
Разграбленных и сожженных лавок - 200

Сириян-схизматиков (якобитов)

Убитых - 3
Раненных - 1
Разграбленных домов – 6
Разграбленных и сожженных лавок - 30

Халдеев

Убитых - 14
Раненных - 9
Разграбленных домов – 58
Разграбленных и сожженных лавок - 78

Греков

Убитых - 11
Раненных - 1
Разграбленных домов – 51
Разграбленных и сожженных лавок - 60

Исчезнувших всех вероисповедания – 1000 человек.

Крестьян-христиан, работавших в городе, убитых и исчезнувших – 1000 человек.

…………………………………………………………………………………………………..

Тут хочу указать, что все встречающиеся в книгах или в разговорах названия Сирияне, халдеи, несториане, якобиты – это все единая нация – Ассирийцы. Это статистика на один город, и замечу, что это тоже, задолго до начала страшной резни.

Я хотела привести выдержку из книги «На пути от Харберта до Урфы», но лучше я её отдельно размещу на трибуне.

…………………………………………………………………………………………………..

Теперь, когда я выполнила обещание написать статью, данное в присутствие Серине и девушки, защищавшей турков и курдов, я приведу вам пару шуток, столь популярных у представителей турецкой нации в годы геноцида и предшествующие годы резни.

Итак, юмор по-турецки

Шутка 1. Хватают армянина, связывают и на его неподвижных коленях разрезают на куски или распиливают его детей.

Шутка 2. Палачи жонглируют недавно отрезанными головами и даже на глазах у родителей, подкидывают маленьких детей и ловят их на концы холодного оружия.

Шутка 3. Понемногу ломают кости, иных распинают или зажигают как факел. Вокруг жертвы собирается толпа, которая развлекается при виде этого зрелища и рукоплещут при каждом движении пытаемого.

Шутка 4. Удушают женщин, набивая им рот плотью их же детей, или, как вариант, вспаривают животы, и в зияющую рану проталкивают четвертованное тельце ребенка, которого женщина несла на руках.

Шутка 5. Чтобы получить серьги, отрывали уши, а если у ребенка был красивый браслет, то его отрубали руку и приканчивали жертву после на руках у матери.

Шутка 6. Армян со связанными руками бросали в реку и забавлялись, стреляя им в голову, как в мишень, всякий раз, когда они показывались на поверхность.

Шутка 7. Это уже взято из ассирийской книжки. Развлечение состояло в том, что неподвижных старух, которые не в силах были убежать турки поднимали на крыши домов и кидали на острые камни, и им настолько нравилась эта забава, что часто они повторяли это по нескольку раз, пока жертва не умирала.

Действительно, были случаи когда некоторые турки или курды спасали христиан, но стали бы вы сеять целый мешок зерна, если бы знали что из миллиона семян прорастет лишь одно или от силы два семени? Гречанки, ассирийки, армянки бросались в холодные и бурные воды Евфрата, кидались со скал, бросали дочерей в пылающий огонь, убивали себя кинжалами для того, чтобы через каких-то 100 лет их правнучки и праправнучки бросались в турецкие объятия? Я знаю лишь одно, мои прабабушки бежали оттуда явно не для этого. Полюбить турка в настоящем, значит плюнуть на память прошлое.

Все материалы взять из книги: Геноцид армян в османской империи. Сборник документов и материалов под редакцией Нерсисяна. 1982 год.

Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика
Бесплатный хостинг uCoz